В понедельник 16 ноября в селе Люблино на месте служения священномученика Василия (Архангельского) был отслужен молебен в честь святого угодника. В это день, много лет назад святой Василий принял мученическую кончину на полигоне в Бутово. Священномучениче Василие, моли Бога о нас.
Сегодня 10 декабря в селе Сеньково прошёл водосвятный молебен в честь иконы Богородицы Знамение. В богослужение приняли участие священнослужители Озёрского благочиния, протоиерей Алексей (Карабанов) и иерей Артемий (Карабанов).
2 декабря, в День памяти священномученика Иакова Бриллиантова, в Сергиевском храме с. Горы была отслужена Литургия. В ней приняли участие благочинный церквей Озёрского округа священник Евгений Кочетков, духовенство, прихожане. По окончании богослужения состоялись братское совещание и пастырский семинар.
30 октября в Троицком храме г. Озёры была отслужена лития по невинно убиенным, растрелянным, незаконно осужденным и умершим в ГУЛАГе и других лагерях. Молитвенно почтили память жертв политических репрессий благочинный церквей Озёрского округа священник Евгений Кочетков, председатель совета депутатов Роман Андросов, председатель совета ветеранов Андрей Таранец, начальник управления социальной защиты населения Раиса Комарова, духовенство Озёрского благочиния, озерчане.
2 сентября начался новый учебный год. В школах сел Полуряденки и Редькино к учащимся и педагогам с напутственным словом обратился протоиерей Алексей (Карабанов). Священник пожелал всем терпения и взаимной любви, напомнил собравшимся, что без веры в Бога все наши дела теряют смысл а с Богом каждое наше начинание наполняется истинным смыслом.
1 сентября в православных храмах будут вспоминать мученика Андрея Стратилата. Святой Андрей особо почитался в Российском воинстве ведь наименование "Стратилат" означало главнокомандующий.
На кануне празднования дна святых благоверных князей Петра и Февроньи прошли мероприятия в селах Полуряденки и Емельяновка. Принявший участие в праздновании "Дня семьи, любви и верности" протоирей Алексей (Карабанов) рассказал участникам мероприятия о святых князьях и подарил иконы угодников.
9 мая в Озёрском районе прошли мероприятия по празднованию победы в Великой Отечественной войне. Во всех мероприятиях принимали участие священнослужители нашего благочиния.
День православной книги в Полуряденской СОШ провёл протоиерей Алексей Карабанов, настоятель Вознесенского храма с. Сенницы. Ребятам было рассказано о дне православной книги и показана выставка старинных книг.
20 декабря конькобежном центре «Коломна» г. Коломны под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось собрание духовенства и мирян Московской епархии. В собрании приняли участие викарии Московской епархии епископы Видновский Тихон, Серпуховский Роман, Зарайский Константин, Луховицкий Петр, члены Епархиального совета, благочинные, председатели и секретари Епархиальных отделов и комиссий, игумены и игумении монастырей, настоятели приходов, клирики Московской епархии, члены приходских советов и собраний, социальные и молодежные работники, преподаватели православных гимназий и воскресных школ, миссионеры-катехизаторы, а также активные прихожане.
10 декабря в селе Сеньково прошел молебен в честь иконы пресвятой Богородицы Знамение. Когда то в этом селе был храм в честь этой иконы и хотя храма давно уже нет, но сельчане чтут этот день и каждый год отмечают престольный праздник.
Подведены итоги конкурса эссе на тему "Свобода и ответственность современного человека", организованного Озерским благочинием и управлением образования г.о. Озеры.
27 ноября в г.о. Озеры состоялось открытие XV Муниципальных Рождественских образовательных чтений. В Озерской ДШИ прошла конференция «Молодежь: свобода и ответственность», в которой приняли участие духовенство, педагоги и руководители образовательных организаций.
Конференцию открыли консультант отдела социальной политики администрации г.о. Озеры Татьяна Уварова, начальник управления образования Татьяна Печникова, депутат Совета депутатов Андрей Таранец, благочинный церквей Озерского округа священник Евгений Кочетков.
Книга «Храмы над Окой» – первое издание, посвящённое утраченным и ныне существующим храмам Озерского района, человеческим судьбам и делам сельских жителей на фоне исторических перемен.
17 ноября на месте последнего служения святого Василия в Люблино, был отслужен молебен. В этот дкнь много лет назад протоиерей Василий был растрелян на бутовском полигоне.
Врамках Рождественских чтениях Молодёж Свобода и Ответственнасть в Редькинской СОШ прошла встреча с настоятелем Богородицерождественского храма протоиереем Алексеееем Карабановым где настоятель расказал об свабоде и ответственности молодёжи
30 октября в Озерском центре занятости населения прошла встреча в рамках Дня памяти жертв политических репрессий. В мероприятии приняли участие заместитель главы г.о. Озеры Елена Шаменева, начальник управления социальной защиты Раиса Комарова, начальник центра занятости Надежда Белова, озерчане, относящиеся к категории жертв политических репрессий.
18 октября Озёрский краеведческий музей совместно с благочинием организовали для учащихся Горской школы экскурсию в усадебно-парковый комплекс "Сенницы".
Подведены итоги конкурса «Красота Божьего мира». Победителей определяли представители управления образования г.о. Озёры и духовенство Озёрского церковного округа. Места распределились следующим образом.
8 октября в Полурядинской школе был совершён чин освящения здания. На нём присутствовали духовенство Озёрского церковного округа, директор школы Ирина Вячеславовна Макарова, педагоги, школьники. После прочтения молитв о здравии всех, кто преподает в данной школе, а также о тех, кто там обучается, священники прошли по кабинетам и окропили их святой водой
16 ноября день памяти святого священномученика Василия(Архангельского). На месте храма в Люблино, где служил святой, прошёл молебен . Священномученик пострадал в этот день, он был расстрелян на Бутовском полигоне. Молебен совершил протоиерей Алексей (Карабанов) настоятель храма Рождества Богородицы села Клишино.
8 и 9 мая в многих сёлах Озёрского района проходили митинги посвящённые празднованию дню Победы. На всех собраниях звучала православная молитва, священнослужители нашего благочиния служили литии по погибшим воинам. Вечная память всем погибшим в этой страшной войне...
8 февраля в школе села Редькино прошла встреча посвященная дню православной молодёжи. Во время встречи настоятель храма Рождества Богородицы села Клишино протоиерей Алексей (Карабанов) рассказал ученикам и педагогам о важности религиозного просвещения и исторической грамотности в современном мире.
16 ноября отмечался день священномученика Василия (Архангельского). В Люблино, на месте служения святого, прошла небольшая служба. Протоиерей Алексей (Карабанов) и иерей Артема (Карабанов) совершили молебен почтив память святого.
18 ноября в школе села Полуряденки о. Алексей (Карабанов) принял участие в уроке и расказал учащимся о христианской вере, истории возникновения и развитии православия на Русской земле. Отвечая на вопросы, о.Алексей расказал о городе Иерусалиме и святой горе Афон.
В конце сентября, в наш храм была привезена икона Тихвинской Богородицы. Этот образ был привезён из одноименного монастыря и является списком с чудотворного образа Пречистой Богородицы. Историю чудесного обретения этой иконы можно прочесть на нашем сайте. Торжественный молебен Тихвинскому образу был отслужен в субботу 24 сентября. Молебен совершил настоятель храма о.Алексей (Карабанов). Икона будет находится в храме Вознесения постоянно.
24 сентября рядом с храмом Вознесения в селе Сенницы была посажена "Алея Славы". Силами священнослужителей, прихожан храма и администрации Озёрского района были высажены молодые яблоневые деревья. Это мероприятие было посвящено 75-летию Битвы под Москвой.
Совсем недавно был освящен воссозданный храм Вознесения в Сенницах, но многие храмы нашего благочиния ещё ждут своих благотворителей. В сёлах Полуряденки, Протасово, Фроловское и многих других, храмы были полностью разрушены и на месте исчезнувших святынь сейчас стоят памятные кресты.
23 числа в канун празднования дня славянской письменности в школах сел Полуряденки и Редькино прошли беседы посвящённые святым равноапостольным Кирилу и Мефодию. Беседы с учащимися провёл священник Алексей (Карабанов). По завершении беседы всем ученикам были подарены книги духовного содержания.
9 марта в школе села Редьконо прошла встреча посвящённая дню православной книги. Протоиерей Алексей (Карабанов) рассказал учащимся и педагогам о истории книгопечатания в России . Детям и учителям были показаны старинные церковные книги. Особенно подробно было рассказано о значении церковных книг в образовании.
Заседание совета приёмных родителей городского округа Озёры Московской области 4 февраля прошло в обновлённом составе. Рассказывает сотрудник управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области Аленина Ольга Алексеевна:
11 февраля в Редъкинской школе состоялась встреча учащихся и преподавателей с настоятелем храма Рождества Богородицы села Клишино протоиереем Алексеем (Карабановым). Встреча была посвящена дню православной молодёжи. Отец Алексей рассказал о празднике Сретение, о возникновении традиции отмечать день православной молодёжи. Встреча была интересной и познавательной.
8 января в Редькинской школе прошло мероприятие посвящённое празднику Рождества. Настоятель храма Рождества Богородицы села Клишино, протоиерей Алексей (Карабанов) рассказал детям и учителям о празднике Рождества, поздравил всех с эти великим праздником.
Менее года прошло с того момента, когда в Московской области, по благословению митрополита Крутитского Коломенского Ювеналия, начал свою работу Благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь. Жители Подмосковья внесли и продолжают вносить свою лепту на возрождение храмов. В настоящее время при поддержке Фонда ведутся работы по восстановлению 30 полуразрушенных храмов, находящихся в аварийном состоянии.
10 декабря в селе Сеньково отмечался престольный праздник, день святой иконы Богородицы Знамение. В этот день верующие собрались в помещении библиотеки чтобы отметить праздник. Настоятель храма Рождества Богородицы села Клишино, протоиерей Алексей (Карабанов) совершил праздничный водосвятный молебен. о.Алексей поздравил всех собравшихся с праздничным событием, рассказал о истории образа Знамения, напомнил о Рождественском посте и пожелал верующим мира душевного и крепкого здоровья.
20 ноября в ДК села Емельяновка прошло мероприятие посвящённое десятилетию создания 321 пожарной части. Сотрудников пожарной части поздравили представители районной власти и священнослужители Алексей (Карабанов) и Арсений (Писаревский).
19 ноября в школе села Редькино прошла очередная встреча учащихся и преподавателей с настоятелем храма Пресвятой Богородицы села Клишино протоиереем Алексеем (Карабановым). В этот раз разговор шёл о новомодных праздниках которые всё шире входят в нашу жизнь.
15 ноября на месте служения священномученика Василия (Архангельского) прошёл молебен посвящённый дню памяти святого. Молебен совершил настоятель храма Рождества Богордицы села Клишино протоиерей Алексей (Карабанов). На молебне присутствовали местные жители почитающие святого служившего Богу в страшные годы лихолетия.
4 ноября в храме Вознесения села Сенницы отмечался ежегодный праздник в честь иконы Казанской Богородицы. После совершения Божественной литургии все прихожане и многии гости отправились на источник, где в надкладезной часовне был совершён водосвятный молебен. На молебне присутствовали многии священнослужителя Озёрского благочиния а службу возглавил благочинный церквей Озёрского района священник Евгений (Кочетков).
17 октября 2015г., в рамках акции «Согреем детские сердца» настоятель Вознесенского храма с.Сенницы Озерского благочиния организовал паломническую поездку в Троице Сергиеву Лавру для детей из приемных семей. Детям было рассказана история основания Лавры. Дети приложились к мощам основателя Лавры, преподобному Сергию Радонежскому.
Четвёртого и пятого октября в сёлах Полуряденки и Сосновка проводился «День пожилого человека». В клубах этих сёл собрались жители чтобы чествовать стариков. Для пожилых людей были подготовлены концерты, выступали молодые жители, внуки и правнуки. Администрация накрыла столы с угощениями. В этих праздничных мероприятиях принимали участие священнослужители, протоиерей Алексей (Карабанов) настоятель храма Вознесения села Сенницы и иерей Арсений (Писаревский) настоятель храма Покрова села Сосновка.
21 сентября в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Клишино отмечался престольный праздник. По случаю торжества в храм приехало много гостей. Божественную литургию совершали благочинный церквей Озёрского района священник Евгений (Кочетков) в сослужении с протоиереем Алексеем (Карабановым), настоятелем храма Рождества Богородицы.
22 августа 2015г от храма Вознесения Христова с. Сенницы Озерского благочиния настоятелем протоиереем Алексеем Карабановым была организована паломническая поездка, с участием замещающих семей Озерского и Каширского района, в Иоанно-Богословский монастырь с.Пощупово Рязанского района.
Первого сентября в Редькинской школе проводилась торжественная линейка посвящённая началу учебного года. На празднике присутствовал протоиерей Алексей (Карабанов) который поздравил всех собравшихся с праздником и пожелал ученикам и учителям школы успехов и новых знаний.
12 июня в селе Сенницы проводился однодневный лагерь для детей из патронатный семей. В десять утра к храму Вознесения приехали дети из Озёрского Ступинского и каширского районов. После небольшой экскурсии по храму семьи с детьми отправились к часовне в честь Казанской иконы Богорордицы.
29 мая в Редькинской школе прошла встреча с учащимися посвящённая дню славянской письменности. Протоиерей Алексей (Карабанов) рассказал детям о особой роли святого равноапостольного князя Владимира в деле распространения письменности.
2 мая для детей из патронатных семей города Озёры и Озёрского района была организована паломническая поездка в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.Для детей и родителей была проведена экскурсия по святыням лавры.
29 апреля 2015г в г.Ступино в Центре подготовки замещающих родителей состоялся праздничный концерт посвященный чествованию ветеранов Великой Отечественной войны. В мероприятии принимали участие дети из приемных семей городов Ступино, Каширы и из города Озеры.
16 апреля в рамках празднования Светлой Пасхальной седмицы прошла встреча с селе Редькино. Священник Алексей (Карабанов) обратился к собравшимся с Пасхальным поздравлением. Были прочитаны праздничные послания иерархов православной церкви и отслужен праздничный пасхальный молебен.
18 марта в Редькинской школе прошёл день православной книги. Протоиерей Алексей (Карабанов) рассказал учащимся и педагогам о книгах, о значении письменности в истории нашей страны. Были показаны образцы старинных книг. В дар библиотеке были переданы книги церковного содержания, жития святых и другие образцы духовной литературы.
18 и 19 февраля в школах сёл Редькино и Емельяновка прошли встречи учителей и учащихся с протоиереем Алексеем (Карабановым). Встречи были приурочены к Дню православной молодёжи и к масленой седмице, начало которой практически совпало с праздником Сретения.
9 января в рамках празднования Рождества прошла паломническая поездка в Троице-Сергиеву лавру. В поездке, организованной настоятелем храма Вознесения села Сенницы протоиереем Алексеем (Карабановым) приняли участия сотрудники образовательных учреждений Озёрского района.
19 декабря в селе Полуряденки состоялся молебен в честь святого Николая чудотворца. Этот день в селе отмечается как престольный. Дело в том, что когда то в селе был храм в честь этого святого угодника Божия, храма давно нет, почитание святого осталось. В этом году на месте храма, силами верующих был установлен небольшой павильон и теперь в этом помещении можно совершать богослужения.
10 декабря в селе Сеньково отмечался престольный праздник в честь иконы "Знамение" Пресвятой Богородицы. В этот день в помещении местной библиотеки собрались православные жители села дабы почтить Богородицу и помолиться о милости Божьей и здравии. Священник Алексей (Карабанов) отслужил молебен с водосвятием и панихиду о всех от века почивших.
22 ноября в доме культуры деревни Емельяновка прошёл ежегодный праздник "День Села". На празднике присутствовали многие жители села и большое количество гостей. Просторный зал ДК с трудом вместил всех желающих. Стало уже привычным, что такой праздник не обходится без выступления артистов. Тепло и с любовью принимали все собравшиеся выступающих односельчан и гостей. Много было награждений и поздравлений, много аплодисментов и улыбок. Всё прошло, как и всегда, на одном дыхании, и расходиться собравшиеся не хотели.
15 ноября настоятель храма Вознесения села Сенницы протоиерей Алексей (Карабанов) совместно с Отделом опеки и попечительства Озёрского района организовали паломническую поездку в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. В поездке приняли участие семьи с приемными детьми. Не первый раз собирается для дел благих эта большая семья детей и родителей. После нескольких совместно проведенных праздников все участники ждут с нетерпением подобных мероприятий. В этот раз дети посетили Святыню земли Русской - Лавру преподобного Сергия.
16 ноября православная церковь чтит память новомученика Василия (Архангельского). В этот день на месте служения святого в селе Люблино благочинный церквей Озёрского района священник Евгений (Кочетков) в сослужении с протоиереем Алексеем (Карабановым), настоятелем храма Рождества Богородицы села Клишино, отслужили молебен святому угоднику Василию. День выдался холодным и промозглым, поэтому пришедших к памятному месту было немного.
12 ноября в Редькинской школе прошёл открытый урок, посвящённый памяти священномученика Василия (Архангельского). Протоиерей Алексей (Карабанов) рассказал учащимся и преподавателям школы об их земляке, о святом Василии. Много лет прошло с тех трагических времён, но и сегодня исповеднический подвиг священномученика Василия не оставляет никого равнодушным.
4 ноября в день празднования иконы Казанской Богородицы, в храме Вознесения прошла праздничная литургия. После совершения торжественного богослужения настоятель и прихожане отправились к часовне сооружённой над источником в честь сего праздника.
27 сентября в селе Бояркино состоялось торжественное богослужение, посвящённое закладки камня в основание храма. Эта церковь в честь Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа станет новой вехой в деле восстановления поруганных святынь нашей земли. Не для кого не секрет, что на месте сегодняшней стройки в прежние годы возвышался величественный каменный храм.
21 сентября в храме Рождества Богородицы села клишино отмечался престольный праздник. В этом году на праздники присутствовало большое количество гостей со всех окрестных сёл и деревень. Звон новых колоколов привёл в этот день такое количество прихожан, что небольшой храм с трудом вмещал всех желающих почтить Пречистую Богородицу.
7 сентября в храме Рождества Богородицы села Клишино прошло торжественное освящение колоколов. По Божественной литургии был отслужен молебен освящения колоколов. Молебен совершили благочинный Озёрского района иерей Евгений (Кочетков) и настоятель протоиерей Алексей (Карабанов).
2 Сентября в школе села Полуряденки состоялся "урок семьи". На уроке присутствовали ученики вторых и первых классов, а так же приглашены многодетные родители. Среди приглашённых на урок был протоиерей Алексей Карабанов, который рассказал детям о значении семьи для православных верующих.
23 августа 2014 г. в с. Сенницы-2, второй раз в этом году, был организован однодневный семейный лагерь. После проведения первого мероприятия 12 июня, многие участники просили повторить встречу. Снова для участия были приглашены семьи с приемными детьми из Озерского, Каширского и Ступинского района. Организатором этого мероприятия, как и в прошлый раз, выступил протоиерей Алексей Карабанов, настоятель храма Вознесения в с. Сенницы-2.
21 июля в селе Сенницы прошёл ежегодний праздник в честь Казанской иконы Богородицы. После торжественной литургии верующие направились к Богородичному источнику, где в часовне прошёл водосвятный молебен. Благочестивой традицией села стало проведение таких праздников. После молебна и слов поздравления настоятеля о. Алексея (Карабанова) всем было предложено нехитрое угощение.
В селе Сенницы прошёл крестный ход. Празднование 700-летия преподобного Сергия Радонежского прошло по всей нашей большой стране, и в нашем селе память отца Сергия почтили совершением крестного хода.
12 июля 2014 г. в с. Сенницы-2 был организован однодневный семейный лагерь в честь 700-летия прп Сергия Радонежского. Для участия были приглашены семьи с приемными детьми из Озерского, Каширского и Ступинского района.
13 мая в храм Вознесения села Сенницы приезжали учащиеся второй школы города Озёры. Ученики с интересом выслушали рассказ настоятеля храма, протоиерея Алексея (Карабанова), о истории строительства и жизни храма Вознесения. Много вопросов было о истории родного края и строителях храма и села. После осмотра всего храма учящиеся поблагодарили настоятеля и обещали приехать ещё для осмотра парка и прудов села Сенницы.
8 мая в сёлах Сеньково, Сенницы, Климово и Дулебино состоялись митинги посвящённые празднованию Дня Победы. Во время праздничных мероприятий протоиерей Алексей (Карабанов) совершил чин литии по усопшим воинам и обратился к собравшимся со словами поздравления.
30 апреля в Емельяновской школе прошла "Пасхальная выставка православной книги". Протоиерей Алексей (Карабанов) рассказал собравшимся детям и педагогам школы о празднике пасхи, о значении книги в жизни православного человека. Были представлены старинные книги на церковнославянском языке.
24 апреля, в областном центре сопровождения замещающих семей Ступинского зонального объединения, состоялось заседание на тему: "Духовно-нравственное воспитание в православной семье" В заседании принимали участие специалисты ОЦСЗС и замещающие родители с детьми. Активное участие в работе заседания принал участие протоиерей Алексей (Карабанов)
22 апреля в селе Сеньково в помещении библиотеки прошёл праздничный пасхальный молебен. Пасхальную радость до жителей села донёс протоиерей Алексей (Карабанов). Местные жители тепло благодарили за внимание и службу, задавали много вопросов, связанных с восстановлением церковной жизни в их родном селе. Особо хочется поблагодарить Сорокину Веру Аркадьевну (библиотекаря села Сеньково) за активную помошь и тёплый приём гостей.
20 апреля в храме Вознесения, прошла праздничная пасхальная служба. В этом году в богослужении принимал участие "Народный хор" из города Озёры, пение которого очень порадовало прихожан и гостей нашего храма. После совершения праздничной, пасхальной утрени и литургии, настоятель протоиерей Алексей (Карабанов) обратился к прихожанам с проповедью. Батюшка поздравил всех с пасхальной радостью и пожелал мира и радости о Христе Воскресшем.
18 марта в Емельяновской школе, в рамках семинара "Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников" прошла творческая ученическая конференция по теме "Влияние Сергия Радонежского на становление Русской государственности" Учащиеся подготовили большую программу в которой рассказали о жизни и подвигах преподобного Сергия.
13 марта в Редькинской школе прошёл день православной книги. Протоиерей Алексей (Карабанов) рассказал учащимся и педагогам о истории и авторах книги "Апостол", первому печатному изданию которой в России исполняется в этом году 450 лет.
21 февраля в музыкальной школе прошло мероприятие, приуроченное ко дню православной молодёжи. Были подведены итоги проводившихся конкурсов юных художников и фотографов. Благочинный о. Евгений (Кочетков) наградил всех отличившихся ценными подарками. Учащиеся мызыкальной школы порадовали всех собравшихся своими выступлениями. День православной молодёжи удался на славу, так что собравшиеся не хотели долго расходиться. Фото-отчёт можно посмотреть на нашем сайте в разделе Фотогалерея.
20 февраля в Редькинской общеобразовательной школе прошла встреча приуроченная ко дню православной молодёже.
В ходе встречи протоиерей Алексей (Карабанов) рассказал учащимся и педагогам школы о молодёжных движениях в првославной церкви привёл примеры совместных мероприятий. Школьники интересовались историей своего края, задавали вопросы на разлиные темы.
В ночь на Богоявление прошло ежегодное Великое водоосвящение на Казанском источнике в селе Сенницы В этом году для желающих совершить омовение в прорубе были изготовлены раздевалки, согрет чай и приготовлены сладкие угощения. На замерзшем пруду была выпилена прорубь в виде креста, территория освещалась прожекторами и полной луной. Ночь выдалась очень морозной и красивой, вся обстановка была сказочная , улыбающиеся люди, сверкающий снег, дым от костров и пар от проруби создавали атмосферу праздника.
14 января в СДК села Емельяновка состоялась встреча с детьми. Протоиерей Алексей (Карабанов) рассказал собравшимся в доме культуры о празднике Рождества и провёл небольшую викторину. Дети с удовольствием отвечали на вопросы о празднике и слушали священника. Руководство СДК выразило надежду на дальнейшее сотрудничество в просвятительской деятельности.
9 января 2014 г в рамках празднования Рождества Христова в Редькинской школе состоялась Рождественская елка, на которой школьники 1-11 классов совершили путешествие в исторические события Рождественской ночи.
Настоятель, прихожане и братия храма Вознесения поздравляет всех, любящих Бога, с великим праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Желаем милости Божьей и помощи во всех благих делах. Радости в Духе Святом. Слава в вышних Богу и на земли мир в человецах благоволение.
10 декабря в селе Сеньково прошло праздничное богослужение посвящённое пристольному празднику в честь Знамения иконы Божьей Матери. В здании местной библиотеки был отслужен торжественный молебен с водоосвящением. Впервые за много лет на месте разрушенного храма зазвучала молитва.
Сегодня 16 ноября 2013г в день памяти священномученика Василия Архангельского (Василия Озерского) в бывшем селе Люблино Озерского района на месте разрушенного храма в честь « Успения Пресвятой Девы Богородицы» был установлен и освящен поклонный крест.
Пятого ноября, были освящены поклонные кресты на въезде в Озёрский район со стороны Зарайского и каширского районов. Освящение совершили благочинный церквей Озёрского округа священник Евгений Кочетков и настоятель Вознесенского храма с. Сенницы протоиерей Алексей Карабанов.
10 апреля 2013 года, накануне снятия наплавного моста, на левом берегу реки Оки состоялся молебен «О предотвращении разрушительной силы стихии», который отслужили священнослужители Озёрского благочиния.
Говорили о некоем старце в Сирии, что он жил при пути пустыне, и делание его было такое: в какой час приходил монах из пустыни, с благою предупредительностию делал ему успокоение. Некогда пришел один отшельник, и старец сделал ему успокоение. Он же не хотел вкусить пищи, говоря: я пощусь. И старец, опечалившись, сказал ему: не мини раба твоего (Быт. 18:3). Прошу тебя, не презри меня; пойдем помолимся. Вот и дерево здесь; кому преклоншему колена и молящемуся поклонится оно, тому и последуем. Отшельник преклонил колена на молитву, – и ничего не было. Преклонил колена и странноприимец, – и тотчас дерево преклонилось ему; и получивши такое извещение, они возблагодарили Бога, творящего чудесное.
Брат спросил старца: что должен соблюдать безмолвствующий? Старец отвечал: безмолвствующий должен исполнять следующие три добродетели: постоянно иметь страх Божий, просить с терпением, и не отрешать сердца своего от памятования о Боге.
Брат пришел к авве Пимену на второй неделе Четыредесятницы, открыл помыслы, и получив утешение, говорит ему: едва было я не оставил намерения быть здесь сегодня. Старец говорит ему: почему же? Брат отвечал ему: я думал, что ради Четыредесятницы ты не отворишь мне дверей. Авва Пимен говорит ему: мы не учились запирать дверь деревянную, но более – язык.
Авва Арсений, еще находясь при царском дворе, молился Богу, говоря: Господи! научи меня, как спастись. И был к нему глас, говорящий: "Арсений! бегай от людей, – и спасешься."
Авва Памво спросил авву Антония: что мне нужно делать, чтобы спастись? Старец сказал ему: не надейся на свою праведность, не жалей о том, что прошло, и обуздывай язык и чрево.
Некто спросил авву Антония: что мне нужно соблюдать, чтобы угодить Богу? Старец сказал в ответ: соблюдай, что заповедаю тебе. Куда бы ты ни ходил, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании, и в каком бы месте ни находился, не скоро отходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди, и спасешься.
Блаженный Григорий говорил, что от всякого человека, получившего крещение, Бог требует следующих трех условий: правой веры от души, истины от языка и целомудрия от тела.
Рассказывали об авве Агафоне, что он с учениками довольно долго занимался строением кельи. Выстроивши келью, они перешли в нее жить. Но в первую же неделю авва Агофон увидел здесь что-то неполезное для себя, и сказал ученикам своим: встаньте, пойдем отселе! Ученики сильно смутились и сказали: если у тебя было твердое намерение перейти отселе, то для чего мы понесли такой труд, строив келью? И люди соблазнятся нами и станут говорить: вот эти непостоянные опять перешли на другое место! Видя их малодушие, авва говорит им: пусть некоторые соблазнятся, но другие получат назидание и скажут о нас: блаженны они, ибо ради Бога переселились и все презрели. Впрочем пусть идет, кто хочет идти; я теперь же ухожу. – Тогда ученики поверглись на землю и умоляли его, доколе не получили позволения идти вместе с ним.
Спросили однажды блаженную Синклитикию: нестяжание есть ли совершенное благо? – Она отвечала: точно, оно совершенное благо для могущих перенести. Ибо переносящие нестяжание, хотя имеют скорбь по плоти, но спокойны душею. Как твердое белье, когда его мнут и сильнее полощут, вымывается и очищается, так и крепкая душа чрез произвольную нищету еще более укрепляется.
Некоторые из отцев рассказывали: один брат пришел однажды, при авве Исааке, в церковь Келлий, нося малый куколь. – Старец изгнал его, говоря: здесь монахи, а ты, мирянин, не можешь быть здесь.
Старец сказал: один из братьев имел у себя одно только Евангелие, – и то продав, деньги отдал на пропитание нищим. Достопамятно сказанное им при этом слово: я продал то слово Писания, которое сказало мне: прдаждь имение твое, и даждь нищим (Мф. 19:21).
Один брат спросил авву Пистимона: что мне делать? – я непокоен бываю, когда продаю свое рукоделие. – Старец сказал в ответ: и авва Сисой и другие продавали свои рукоделья, – в этом вреда нет. но когда ты продаешь, за раз назначь цену вещи; а после в твоей воле будет, если захочешь, немного сбавить цены. Таким образом ты будешь спокоен. – брат опять спросил его: если я имею все нужное для себя, откуда бы то ни было, то велишь ли заниматься рукоделием? – старец отвечал: хотя бы ты имел все нужное, не оставляй своего рукоделия. Делай, сколько можешь, только не возмущаясь.
Один брат спросил авву Исаию о словах молитвы евангельской: что значит да святится имя Твое? (Матф. 6:9). Авва сказал в ответ: это относится к совершенным; ибо имя Божие не может святиться в нас, преобладаемых страстями.
Авва Антоний сказал: от ближнего нам и жизнь и смерть. Ибо если приобретем брата, то приобретаем Бога; если же соблазним брата, то согрешим против Христа.
Некто, ловя в пустыне диких зверей, увидел, что авва Антоний шутливо обращается с братиями, и соблазнился. – Старец, желая уверить его, что иногда бывает нужно давать послабление братиям, говорит ему: положи стрелу на лук свой, и натяни его. – Он сделал так. – Старец опять говорит ему: еще натяни. – Тот еще натянул. – Старец опять говорит: еще тяни. – Ловец отвечает ему: если я сверх меры буду натягивать, то переломится лук. – Тогда авва Антоний говорит ему: так и в деле Божием, – если мы сверх меры будем налегать на братий, то от приражения они скоро сокрушаются. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии. – Выслушав это, ловец был сильно тронут, и получив великую пользу, ушел от старца. – И братия утвердившись, возвратились в свое место.
Говорили об авве Агафоне: пришли к нему некоторые, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его: ты Агафон? – мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец. – Да, это правда, отвечал он. – Они опять спрашивают его: ты Агафон – клеветник и пустослов? Я, отвечал он. И еще говорят ему: ты Агафон – еретик? Нет, я не еретик, отвечал он. – Затем спросили его: скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, – а последнего слова не перенес? – Он отвечал им: первые пороки я признаю за собою; ибо это признание полезно душе моей; а признание себя еретиком – значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от Бога моего. – Выслушав это, они подивились рассудительности его, и отошли, получив назидание.
Однажды, когда авва Иоанн вместе с другими братьями шел из Скита, проводник их сбился с дороги, потому что была ночь. Сказали братья авве Иоанну: что нам делать, авва? Брат этот сбился с дороги, как нам не умереть заблудившись? И сказал им старец: если скажем ему, он опечалится и будет стыдиться, но вот я покажу себя занемогшим, скажу, что не могу идти и останусь здесь до утра. И сделал так. И прочие сказали: и мы не пойдем, но посидим с тобою; и просидели до утра, и не обличили брата.
Авва Диадох говорил: как в бане часто отворяемые двери скоро выпускают жар вон, так и душа, если желает часто говорить, то хотя бы говорила и доброе, теряет собственную теплоту чрез дверь язычную. Хорошо благовременное молчание; – оно ничто иное есть, как мать мудрейших мыслей.
Авва Пимен сказал: Бог дал Израильтянам закон – воздерживаться от противоестественного, то есть, от гнева, ярости, зависти, ненависти, клеветы на брата, и прочего, что принадлежит ветхому человеку.
Один из отцев рассказывал: в Келиях был трудолюбивый старец, одевавшийся только в рогожу. Пришел он однажды к авве Амону, – и сей увидев его одетым в рогожу, сказал ему: не принесет она тебе никакой пользы. Старец спрашивал его, говоря: три помысла возмущают меня, чтобы я – или блуждал по пустыням, – или ушел бы в чужую страну, где никто меня не знает, – или заключился в келью, ни с кем не видался, и ел через два дня. – Авва Амон отвечал ему: ни в одном из сих помыслов нет пользы, чтобы исполнять его. А лучше сиди ты в келье своей, ешь по немногу каждый день, и имей всегда в сердце своем слово мытаря, – и можешь спастись.
Сказывали, что келья его (аввы Арсения) отстояла от общежития на две мили. Он редко выходил из нее; потому что другие прислуживали ему. Когда же Скит был опустошен, он вышел из кельи со слезами и сказал: мир потерял Рим, а монахи – Скит.
Авва Исаия сказал: труд, бедность, странническая жизнь, постоянство и молчание рождают смиренномудрие; а смиренномудрие заглаждает многие грехи. И того, кто не имеет сих качеств, тщетно бывает отречение от мира.
Один старец сказал блаженному Арсению: от чего мы при таком образовани и мудрости, ничего доброго не, имеем; а сии простолюдины – Египтяне стяжали такие добродетели? – Авва Арсений отвечал: мы ничего доброго не имеем от мирского образования; а сии простолюдины – Египтяне стяжали добродетели своими трудами.
Авва Дула говорил: если враг принуждает нас оставить безмолвие, мы не должны слушать его; ибо нет ничего равного безмолвию и посту. Они помогают нам в борьбе против врага: ибо они внутренним взорам доставляют остроту зрения.
Авва Кассиан сказал: один сенатор, отрекшись от мира, и раздав свое имение бедным, удержал некоторую часть для собственного употребления, не желая от совершенной нестяжательности восприять смиренномудрие и надлежащее подчинение правилу общежития. К нему св. Василий изрек такое слово: ты и сенатором перестал быть, и монахом не сделался.
Авва Иосиф Фивейский говорил: три подвига драгоценны пред Богом. Во-первых, – когда человек, впадши в духовную немощь, приступающие к нему при этом искушения принимает с благодарением. Во-вторых, – когда кто старается, чтобы все дела его были чисты пред Богом, и не имели ничего человеческого. В-третьих, – когда кто пребывает в послушании своему духовному отцу, и отказывается от всех своих желаний.
Говорили об авве Данииле в Скиту: когда пришли варвары, и братия убежали, старец сказал: если Бог не печется о мне, для чего мне и жить? – И он прошел среди варваров, а они не видали его. – Тогда сказал он: вот Бог хранил меня, – и я не погиб! Теперь и я должен сделать по-человечески, и бежать как и отцы.
Рассказывали об одном старце, что он прожил пятьдесят лет, не евши хлеба, и не пивши вина, и говорил: я умертвил в себе блуд, сребролюбие и тщеславие. – Авва Авраам, услышав, что он говорит, пришел к нему и спросил: ты говорил такое слово? – Да, отвечал старец. – Авва Авраам сказал ему: вот ты входишь в келию свою, и находишь на рогоже женщину: можешь ли не думать, что это женщина? – Нет, отвечал старец, – но я борюсь с помыслом, чтобы не прикоснуться к ней. – Авва Авраам говорит ему: и такты не умертвил страсть, но она живет в тебе, и только обуздана! Далее, идешь ты по дороге и видишь камни и черепки, а среди их золото: можешь ли ты в уме твоем то и другое представлять одинаково? – Нет, отвечал старец, – но я борюсь с помыслом, чтобы не брать золота. – Старец говорит: и так страсть живет, но только обуздана! Наконец сказал авва Авраам: вот ты слышишь о двух братиях, что один любит тебя, а другой ненавидит и злословит: если они придут к тебе, равно ли ты примешь их обоих? Нет, отвечал он; – но я борюсь с помыслом, чтобы ненавидящему меня оказывать такую же благость, как и любящему. – Авва Авраам говорит ему: и так страсти живут в тебе, – только они обузданы.
Еще сказал авва Антоний: Бог в нынешние времена не допускает такие искушения врага, какие были прежде; ибо знает, что ныне люди слабы и не перенесут их.
Рассказывали о об авве Исидоре пресвитере: когда приходил к нему брат, он убегал во внутреннюю свою келью. Братия спросили его: авва Исидор! что ты это делаешь? Он отвечал: и звери спасаются, убегая в свои логовища. Это говорил он для пользы братий.
Пришли два брата к некоему старцу. У старца же был обычай не вкушать трапезы каждодневно. Когда увидел он братьев, с радостью принял их и сказал: пост имеет награду. И еще: едящий по любви исполняет две заповеди: потому что он оставляет и собственную волю и исполняет заповедь, успокоив братьев.
Говорили о некоем старце в Ските, что он заболел и захотелось ему съесть немного свежего хлеба. Услышав же о сем некто из братии подвижников, взял милоть свою, положил в нее сухие хлебы и пошел в Египет и, переменив их на свежие хлебы, принес к старцу. Когда братия увидала, что они еще теплы, удивились, а старец не хотел вкушать, говоря: это кровь брата моего. И увещевали старцы, говоря: ради Бога поешь, чтобы не напрасна была жертва брата. И будучи упрошен, он поел.
Подвижник, видя некоего бесноватого не могшего поститься, будучи движим любовью к Богу и не своей, а ближнего пользы ища, молился, чтобы в него перешел демон, а тот освободился от него; и вот молитву его услышал Бог; вместо того обременен был демоном подвижник; продолжал он пост, упражняясь в молитве и подвигах, а преимущественно за любовь его через несколько дней Бог изгнал из него демона.
Авва Феодор Фермейский приобрел себе три хорошии книги. Пришел он к авве Макарию и говорит ему: у меня есть три хорошии книги, – я получаю и сам от них пользу, и братия употребляют их, и получают назидание, скажи мне, что я должен с ними сделать? – Старец сказал в ответ: хороши такие дела, но нестяжательность всего лучше. – Услышав это, авва Феодор пошел и продал книги, а вырученные деньги раздал нищим.
Был некто из старцев, живя в пустынном месте. Был же и другой вдали от него Манихей; и сей был пресвитер из числа глаголемых у них пресвитеров. Когда Манихей пошел посетить некоего единоверца своего, то застал его вечер в том месте, где жил старец. И он колебался, желая постучать в дверь, чтобы взойти ночевать у него; ибо известно ему было, что старец знал его, как Манихея, и думал он, что старец не захочет принять его. Но вынужденный необходимостью постучался. Старец, отворивши дверь и узнавши его, посадил с радостью, и побудил его помолиться, и успокоивши, сам почил. Манихей же, пришед в себя во время ночи, удивлялся, говоря: как же он не возымел на меня никакого подозрения? – по истине этот человек – Божий. И пришедши, пал к ногам его, говоря: с сего дня я – православный; и таким образом остался с ним.
Авва Марк сказал авве Арсению: почему ты бегаешь от нас? Старец отвечал ему: Бог видит, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом и с людьми. На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей – воли различны. Поэтому я не могу оставить Бога, и быть с людьми.
Один брат, отрекшись от мира и раздав свое имение нищим, оставив между тем несколько для собственного употребления, пришел к авве Антонию. Узнав об этом, старец говорит ему: если ты хочешь быть монахом, то ступай в такое-то село, купи мяса, обложи им нагое тело свое, и в таком виде иди сюда. – Когда брат это сделал, то собаки и птицы терзали тело его. При встрече его с старцем, последний спросил его: исполнено ли то, что он советовал ему? И когда брат показал израненное тело свое, то авва Антоний сказал: так демоны нападают и терзают тех, которые, отрекшись от мира, хотят удержать имение.
Брат спросил старца: какое бы мне делать доброе дело и жить с ним? Старец отвечал: Бог знает, что добро. – Я слышал, что некто из отцев спрашивал великого авву Нистероя, друга аввы Антония: какое бы доброе дело делать мне? Авва отвечал ему: не все ли дела равны? Писание говорит: Авраам был страннолюбив, – и Бог был с ним; Давид был кроток, – и Бог был с ним. Итак смотри: чего желает по Богу душа твоя, то и делай и блюди сердце твое.
Некто из отцев сказал: если попросит у тебя кто какой-нибудь вещи, и ты принуждаешь себя отдать ему, постарайся, чтобы и помысл благорасположен был к тому, чтобы отдать, как написано: "аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два" (Мф. 5:41), т.е. если кто просит у тебя какой-либо вещи, дай ему от всей души.
В другой раз архиепископ, желая придти к старцу, послал наперед узнать, отворит ли он ему дверь? Старец отвечал ему так: если придешь, отворю тебе дверь; но если для тебя отворю, то и для всех отворю, – и тогда уже не останусь здесь. Архиепископ, услышав это, сказал: если я своим приходом прогоню его, то лучше мне не ходить к святому.
Некий из старцев говорил: есть некто часто делающий много добра; а лукавый заставляет его тщательно заниматься мелочами, чтобы погубить мзду за все добрые дела, которые он делает. Когда жил я в Оксиринхе, он сказал, к некоему пресвитеру, творящему многие милостыни, пришла вдова, прося у него хлеба. И он говорит ей: пойди, принеси мне меру, и я отмерю тебе. Она принесла. Пресвитер, осязавши рукою меру, сказал: велика она, – и пристыдил вдовицу. Когда вдова ушла, я сказал ему: авва! ты продал хлеб вдовице? Он сказал: нет! но в милостыню дал ей. Я сказал ему: если ты все отдал ей в милостыню, то как же ты обратил внимание на мелочь, и посрамил ее?
Брат спросил старца: скажи мне, авва, – как спастись? – Старец, сняв с себя одежду, препоясав свои чресла, и распростерши руки свои сказал: так монах должен совлечься вещества мира, и распять себя в борьбе.
Однажды авва Арсений был болен в Скиту, и при этом он имел нужду даже в рубашке. Не имея, на что купить, он принял от одного человека милостыню, и сказал: благодарю Тебя, Господи, что удостоил меня принять милостыню во имя Твое!
Еще сказал: "больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за ближняго своего" (Иоан. 15:13). Ибо если кто услышит оскорбительную речь и имея возможность сам сделать подобное, подвизается понести труд, терпеть и не сказать ничего, или если кто, будучи оскорблен на деле, сделает себе принуждение и не отплатит тем же огорчившему, такой человек полагает душу свою за ближнего своего.
Два брата были в келиях; один был старец и просил юннейшего, говоря: будем пребывать вместе, брат. Он же сказал ему: грешник я и не могу пребывать с тобою, авва. Он же убеждал его, говоря: поистине можем. Был же старец чист и не хотел слышать, чтобы монах имел помысл блудный. И сказал ему брат: дай мне неделю и потом поговорим. Пришел старец чрез неделю. Юный, желая испытать его, сказал: в великое искушение впал я в эту седмицу, авва; выйдя по службе в селение, я пал с женщиною. И сказал ему старец: есть ли покаяние? Сказал ему брат: есть. Старец же сказал ему: я понесу с тобою половину греха. Тогда сказал брат: поистине, можем пребывать вместе. И пребыли они вместе до смерти своей.
Милостыня от процентов не угодна Богу: "Но что еще говорят многие: "я возьму проценты и подам бедным?" Хорошо говоришь ты, друг, - только Богу не угодны такие приношения. Не хитри с законом. Лучше совсем не подавать нищему, чем подавать приобретенное такими средствами" /VII:582/.
Авва Арсений пришел некогда в одно место, где рос тростник и колебался от ветра. Старец сказал братии: что это за шум? Братия говорят ему: это шумит тростник. Старец сказал им: подлинно, если кто пребывает в безмолвии и услышит голос воробья, то сердце его не может сохранить прежнего состояния; тем более трудно сохранить его вам, слыша шум сего тростника.
Однажды блаженный Феофил архиепископ с каким-то начальником пришел к авве Арсению и спросил старца, желая слышать от него слово. Старец, немного помолчав, говорит им в ответ: исполните ли, что скажу вам? Они обещались исполнить. Тогда старец сказал им: если где услышите об Арсении, не ходите к нему.
Сказывали о некоем брате, что, когда он сделал уже корзины и приделал ручки, услышал, что сосед его монах говорит: что мне делать, скоро торговый день, а у меня нет ручек, которые бы приделать к моим корзинам? И пошедши брат отвязал от своих корзин ручки и отнес к оному брату соседу, говоря: вот эти у меня лишнии, возьми и приделай к своим корзинам. И дал брату возможность доделать работу его, а свою оставил.
Авва Исаия, пресвитер, говорил, что некто из отцев сказал: каждый человек должен прежде всего стяжать веру в Бога и непрерывное стремление к Нему; потом незлобие и невоздаяние злом за зло, благодушное перенесение зла, смиренномудрие, чистоту, человеколюбие и любовь ко всем, покорность, кротость и долготерпение, постоянство и любовь к Богу; должен непрестанно призывать Бога с сокрушением сердца и с истинною любовью; не надобно ему смотреть на прошедшее, но обращать внимание на будущее, не надобно надеяться на добрые дела свои, или служение, но просить непрестанно помощи Божией, по причине находящих каждодневно искушений.
Брат спросил авву Исаию: как должно безмолвствовать в келье? Старец отвечал: безмолвствовать в келье – значит повергать самого себя пред Богом и всею силою своею противиться всякому помыслу, посеваемому от врага. Это значит – бегать мира.
Авва Макарий спросил авву Арсения: хорошо ли не иметь в своей келье никакого утешения? ибо я видел одного брата, который имел у себя несколько овощей, и вырвал их. Хорошо, отвечал авва Арсений, но смотря по навыку человека; ибо если он не имеет силы для такого образа жизни, то опять насадит других овощей.
Некто из святых, именем Филагрий, живя в пустыне Иерусалимской, занимался работою, и тем снискивал себе пропитание. Однажды, когда он стоял на торгу, и продавал свое рукоделие, кто-то обронил кошелек с тысячью монет. – Старец, нашедши его, остановился на том месте, говоря: конечно потерявший воротится. И вот потерявший идет и плачет. Старец отвел его в сторону, и отдал ему кошелек. Тот ухватил старца, и хотел дать ему что-нибудь из денег; но старец не принял. Тогда потерявший начал кричать: пойдите, посмотрите, что сделал человек Божий! Но старец уже скрылся и вышел из города, не желая обнародовать своего поступка и прославиться.
Авва Иларион пришел из Палестины к авве Антонию на гору и сказал ему авва Антоний: хорошо, что пришел ты, денница, всходящая заутра. И сказал авва Иларион: мир тебе, столп света, поддерживающий вселенную.
Однажды пришли к авве Арсению старцы и просили его сказать им что-нибудь о пребывающих в безмолвии и неимеющих ни с кем общения. Старец сказал им: пока девица живет в доме отца своего, многие желают ее иметь своею невестою, но когда станет выходить из дома, не всем уже нравится. Одни унижают ее, а другие хвалят; ей нет уже такой чести, как прежде, когда жила она в сокровенности. Так бывает и с душою: когда она станет проявлять себя, – не может всех удовлетворить.
Брат спросил авву Арсения: есть некоторые добрые люди, – почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены белезнею телесною? – Потому, отвечал старец, чтобы мы, как бы солью осолившись здесь, отошли туда чистыми.
Брат сказал авве Пимену: когда я даю брату моему немного хлеба или иное что, то демоны очерняют это подаяние, как делаемое из человекоугодия. Старец говорит ему: хотя бы это было и из человекоугодия, но мы должны давать брату нужное. И рассказал ему следующую притчу: два земледельца жили в одном городе. Один из них, посеявши, сделал малое и нечистое; другой же, поленившись сеять, не сделал ничего. Когда же случится голод, кто из двух найдет пропитание? Брат сказал в ответ: сделавший малое и нечистое. Старец говорит ему: так и мы будем сеять хотя немногое и нечистое, чтобы нам не умереть с голода.
Авва Исаак говорил братиям: отцы наши и авва Памво носили ветхую, со многими заплатами, и также пальмовую одежду; а вы теперь носите одежду дорогую. Пойдите отсюда, – от вас запустели здешние места. Когда они собирались на жатву, говорил им: я уже не даю вам заповедей; ибо вы не храните их.
Близ киновии жил отшельник, делающий многие подвиги. Случилось некоторым придти в киновию, и они принудили его есть не в свое время. И после сего братия говорят ему: авва! не скорбишь ли ты теперь? Он сказал им: моя скорбь тогда, когда я исполню собственную волю.
Авва Пимен говорил об авве Нистерое Великом: как медный змий в пустыне исцелял всякого, кто посмотрит на него; таков был и сей старец: он имел всякую добродетель, и молча врачевал всех.
Авва Иперехий сказал: освобождай ближнего от грехов, насколько есть у тебя силы, без укорения. Ибо Бог обращающихся не отвергает от Себя. Слово же злобы и лукавства да не обитает в сердце твоем против ближнего твоего, чтобы мог ты с дерзновением говорить: "остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим" (Мф. 6:12).
Брат пришел к некоему старцу, и, выходя, говорит ему: прости, авва, что я отвлек тебя от правила твоего. Старец сказал ему в ответ: мое правило таково, чтобы успокоить тебя и отпустить с миром.
Некий монах Фивейский имел дар служения Бога, чтобы каждому из приходящих служить на пользу. Случилось же ему некогда в некотором селении раздавать христианскую милостыню. И вот пришла к нему принять милостыню некая жена, одетая в рубище. Увидевши ее, что она одета в рубище, монах опустил руку, чтобы подать ей много; но сжалась рука его, и взяла немного. Вот пришла и другая, хорошо одетая; и видя одежды ее, монах опустил руку подать немного; но простерлась рука его, и взяла много. И спросил он о той и другой женщине, и узнал: что носящая хорошие одежды, происходя от знатного рода, обнищала, и только для виду имела такие одежды; а другая вдова, имея достаточное состояние, нарочито облеклась в рубище.
«Заимодавец никогда не наслаждается тем, что имеет, никогда не радуется об этом, да и тогда, как нарастают проценты, не веселится о прибытке, напротив печалится о том, что рост еще не сравнился с капиталом; и прежде нежели этот неправедный рост сравнится совершенно, он старается пустить его в оборот, обращая в капитал и самые проценты, и насильно заставляя производить временные порождения ехидн. Таковы проценты!» /VII:583/.
Авва Даниил рассказывал об авве Арсении: однажды пришел к нему чиновник, принесший завещание одного родственника, оставившего ему очень большое наследство. Арсений, взяв завещание, хотел разодрать оное. Но чиновник пал к ногам его, и говорил: не раздирай завещания; иначе с меня снимут голову. Тогда авва Арсений сказал ему: я умер прежде сего родственника. И отослал его, не приняв ничего.
Сей же авва Агафон, когда было собрание в Скиту по какому-то делу, и уже сделано было определение, пришедши после всех, сказал собравшимся: неправо решили дело! – Они сказали ему: кто ты такой, что так говоришь нам? Я – сын человеческий, отвечал он, ибо в Писании сказано: аще воистинну убо правду глаголете, правая судите сынове человечестии (Пс. 57, 2).
Авва Иоанн Колов говорил: я желаю, чтобы человек искал всех добродетелей со смиренномудрием. Так, каждый день, вставая рано, приступай к каждой добродетели и заповеди божией с величайшею твердостию, со страхом и терпением, в любви к Богу, со всякою готовностию души и тела, с глубоким смирением, в постоянной скорби сердца и хранении его, в продолжительной молитве и прошениях с воздыханием, в чистоте языка и хранении очей. Если безчестят тебя, не гневайся; будь миролюбив, и не воздавай злом за зло; не обращай внимания на оскорбления других; не думай высоко о себе, но будь ниже всякой твари; презирай все телесное и плотское; будь под крестом, в борьбе, в нищете духовной, в духе и деле аскета; пребывай в посте, в покаянии, плаче и в подвиге воинствования, в разсуждении, в чистоте души, в добром расположении духа; работай в безмолвии, пребывай в ночных бдениях, в голоде и жажде, в холоде, в наготе и трудах. Закрой гроб твой, как бы ты уже умер, каждый час имея смерть пред своими глазами.
Авва Кассиан сказал: мы пришли к некоему старцу, и он предложил нам трапезу. Когда мы насытились, он упрашивал нас еще принять пищи. Когда же я сказал: не могу, – старец отвечал: шесть раз я предлагал трапезу различным братиям, и, угощая каждого, ел с ними, но и теперь еще голоден. А ты, поевши однажды, ужели насытился так, что не можешь есть более?
Трое из отцев имели обыкновение каждый год ходить к блаженному авве Антонию. И двое из них спрашивали его о помыслах и о спасении души, а один всегда молчал, ни о чем не спрашивая. После многого времени говорит ему авва Антоний: вот столько времени приходишь ты сюда и никогда не спрашивал меня. И отвечая, сказал ему: достаточно для меня только смотреть на тебя, отче.
Некоторые братия пошли к авве Антонию расказать ему о некоторых явлениях, которые они видели, и узнать от него, – истинные ли то были явления, или от демонов. С ними был осел, – он пал на дороге. Как скоро они пришли к старцу, он предварив их, сказал: от чего у вас на дороге пал молодой осел? – Братия спросили его: как ты узнал об этом авва? – Демоны показали мне, отвечал им старец. – Тогда братия говорят ему: мы об этом-то и пришли спросить тебя: мы видим явления, и они часто бывают истинные, -не заблуждаемся ли мы? – Старец из примера осла показал им, что они происходят от демонов.
Один брат просил авву Исаию сказать слово. Старец говорит ему: если хочешь последовать Господу нашему Иисусу Христу, то сохраняй Его слово и умерщвляй ветхого человека; если хочешь прилепиться к нему, то должен до самой смерти отсекать всех, удаляющих тебя от креста, и приготовить себя к понесению уничижения и к спокойствию в отношении к злотворящим тебе, должен смирить себя пред желающими властвовать над тобою, должен соблюдать безмолвие и никого не осуждать в сердце своем.
Авва Исаия сказал: возненавидь все в мире, и спокойствие телесное: ибо это сделало тебя врагом Бога. Как человек, имеющий врага, сражается с ним; так и мы должны сражаться с телом, а не покоить его.
Авва Иперехий сказал: сокровище монаха есть произвольная нестяжательность. – Брат, собирай себе сокровище на небеси (Матф. 6:20); ибо будешь наслаждаться им в безпредельные веки.
Авва Агафон сказал: по воле моей никогда не ложился я спать, имея в сердце гнев на кого-либо, и по силе моей не отпускал спать другого, имеющего против меня что-либо.
Спросили авву агафона: что важнее – телесный труд, или хранение сердца? – Старец отвечал: человек подобен дереву, – труд телесный – листья, а хранение сердца – плод. Поелику же, по Писанию: всяко древо, еже не творитъ плода добра, посекаемо бывает, и во огонь вметаемо (Матф. 3:10); то очевидно, что все попечение мы должны иметь о плоде, то есть должны иметь хранение ума. Впрочем для нас нужно и лиственное прикровение и украшение, то есть – труд телесный. – Авва Агафон был мудр в рассуждении, не ленностен в телесных упражнениях, и во всем знал меру, – в рукоделии, в пище и одежде.
Некогда в Скиту дано было повеление: поститесь эту неделю, и сделайте пасху. Случилось же братиям из Египта придти к авве Моисею. Старец приготовил им немного вареного. Соседи его, увидев дым, сказали клирикам: вот Моисей преступил заповедь отцев, и приготовил вареное. Они сказали: когда он придет, мы скажем ему. По наступлении субботы клирики, зная великую жизнь аввы Моисея, говорят ему пред народом: авва Моисей! ты преступил заповедь человеческую и исполнил заповедь Божию.
Брат просил авву Серапиона: скажи мне одно слово. Старец отвечал: что я могу сказать тебе? Разве то, что ты удержал у себя достояние вдов и сирот, и положил его на этом окне. А он видел на окне множество книг.
Брат спросил его, говоря: скажи мне слово. Старец отвечает ему: сколько можешь, занимайся рукоделием, чтобы от своего рукоделия подавать имеющему нужду; ибо написано: милостыня и вера очищают грехи (притч. 15, 27). Брат говорит ему: что есть вера? Старец сказал в ответ: вера здесь значит – жить смиренномудренно и подавать милостыню.
Брат спросил : что есть жизнь по миру? Старец отвечал: жить по миру – значит заботиться о теле больше, нежели о душе, и хвалиться тем, в чем имеешь достаток. Всего этого должно избегать, как говорит Апостол Иоанн: не любите мира, ни яже в мире ( 1 Иоан. 2, 15).
Авва Даниил сказывал: авва Арсений, приближаясь к смерти, завещал нам: не заботьтесь делать по мне вечери любви; ибо если я в сей жизни приготовил себе вечерю, то найду ее там.
Авва Кассиан сказал: некогда мы пришли из палестины в Египет к одному из отцев; и когда он принял нас с любовью, мы спросили его: почему во время принятия чужестранных братий не соблюдаете правило поста вашего, как мы приняли в Палестине? И старец в ответ сказал им: пост всегда со мною; а вас я не могу иметь всегда при себе. Пост хотя дело полезное и необходимое, однако же он в нашей воле; а дело любви мы исполняем по необходимости, как требует закон Божий. Итак, принявши одного из вас в виде Христа, как должник, буду служить со всяким усердием. Когда же отпущу вас, могу восстановить правило поста. Ибо не могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися. Егда же отъимется от них жених, и тогда по власти своей постятся (Марк. 2, 19. 20).
Авва Макарий спросил авву Захария: скажи мне, какое дело монаха? Сей отвечал: тебе ли спрашивать меня, отец? На это авва Макарий сказал ему: на тебя мне указали, сын мой, Захария! Есть некто желающий, чтоб я спросил тебя. Тогда авва Захария говорит ему: по мне, кто делает себе во всем принуждение, тот монах.
безмолвствующий должен испытывать себя каждый час, избежал ли он воздушных духов, его одержащих, и освободился ли от них, находясь еще в сем теле? Ибо кто подлежит рабству их, тот еще не может безмолвствовать.
Однажды некоторые оз отцев пришли к авве Иосифу в Панефо спросить у него, как принимать братий, издалека приходящих к ним: должно ли снисходить им и говорить с ними свободно? И прежде нежели они спросили старца, старец сказал ученику своему: смотри, что я хочу сегодня делать, и жди. Старец поставил два стула, – один по левую, а другой по правую сторону себя и сказал: садитесь. И взошедши в келию свою, надел на себя ветхую одежду, и, выйдя из келии, прошел посреди их.
И возвратясь, надел свою одежду, и, опять вышедши, сел в середине их. Отцы же с изумлением смотрели на действия старца. И сказал им старец: видели ли вы, что я сделал? Да, говорят они. Говорит им: переменился ли я от презренного одеяния? Отвечают: нет. Старец еще говорит: не переменился ли я от хорошего одеяния? Отвечают: нет. На это сказал им: и так, если я один и тот же в том и другом одеянии, как первое не изменило меня, так и другое не повредило мне, то и мы таким образом должны поступать в принятии братий, Кесарева Кесареви, и Божия Богови (Матф. 22, 21). Итак, когда приходят братия, будем принимать их с радушием; когда же останемся одни, то имеем нужду в сетовании, чтобы оно пребывало с нами. Они же, услышавши, удивились, что старец сказал им, что у них было на сердце, еще прежде, нежели они спросили его, – и прославили Бога.
Авва Антоний говорил: как рыба, находясь долго на суше, умирает, так и монахи, находясь долго вне кельи, или пребывая с мирскими людьми, делаются неспосбными к подвигу безмолвия. Посему, как рыбе необходимо пребывать в воде, так и мы должны пребывать в келье, дабы оставаясь в оной, не забыть о внутреннем бдении.
Однажды пришли к авве Ахилле три старца, из коих об одном носилась худая молва. Один из старцев сказал ему: авва, сделай мне один невод! – Не сделаю, отвечал он. – Другой сказал: окажи такую милость, чтобы в монастыре нам иметь что нибудь на память о тебе, сделай нам один невод! – Мне не досуг, отвечал он. Наконец сказал ему брат, о котором была худая молва: сделай мне невод, чтобы иметь мне что нибудь от рук твоих авва! – Ахилла тотчас ответил ему: для тебя сделаю. – После сего два старца спросили его на едине: почему, когда мы просили тебя, ты не хотел для нас сделать; а ему сказал – для тебя сделаю? – Вам сказал я: не сделаю, – и вы не оскорбились, потому что сослался я на недосуг; а если ему не сделаю, то он скажет: старец, услышав о грехах моих, не хотел сделать для меня, и таким образом мы тотчас отсекли бы эту нить; но я ободрил его душу, да не како многою скорбию пожерт будет таковый (2Кор. 2:7).
Рассказывал авва Лот: был я однажды в келье аввы Агафона; тогда пришел к нему брат и сказал: я хочу жить с братиями, – скажи мне, как жить с ними? Старец отвечал ему: как в первый день, когда придешь к ним, так и во все дни твои, веди себя пред ними как странник, и не будь вольным в обращении. Авва Макарий спросил его: что же бывает от вольного обращения? Старец отвечал ему: вольность подобна сильному жгучему ветру, который если подует, то все бегут от него, он портит и плод на деревах. – Авва Макарий сказал ему: ужели так вредна вольность? – Авва Агафон отвечал: нет другой страсти вреднее вольности, – она мать всем страстям. Потому подвижнику не должно быть вольным, хотя бы он и один был в келье.
Случилось однажды авве Памве идти с братиями по стране Египетской, и видя некоторых мирян сидящих, он сказал им: встаньте и приветствуйте братию, чтобы получить благословение, ибо постоянно беседуют они с Богом и уста их святы.
Авва Аммон Нитрийский пришел к авве Антонию и сказал ему: вижу, что я больше тебя имею труда, и почему же имя твое возвеличено людьми превыше меня? Авва Антоний сказал ему: потому что я люблю Бога больше тебя.
Авва Кассиан рассказывал об одном отце Иоанне, начальнике киновии, что он велик был в жизни сей. Когда он приближался к смерти, и отходил к Господу спокойно и радостно, его окружили братья, и просили, вместо наследства, оставить им какое-нибудь краткое и спасительное наставление, по которому можно было достигнуть совершенства во Христе. Авва, вздохнув, сказал: я никогда не творил своей воли, никого не учил тому, чего сам прежде не исполнил.
Говорил один из братии, что когда сидели мы и разговаривали о любви, авва Иосиф сказал нам: нам ли знать, что есть любовь? И сказал об авве Агафоне, что имел он небольшое долото и пришел к нему брат, и сказал ему: хорошее у долотце имеешь ты. И не отпускал его старец уйти, если не возьмет его.
"Ничего, ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать в рост... Ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, тягости другого обращает себе в прибыли,.. под видом человеколюбия роет яму глубже, помогая теснить нищего; подавая руку, толкает его" /VII:59/.